Конструкция и принцип работы катализатора
Катализаторы бывают металлические и керамические. Керамические лучше: сам элемент нагревается сильнее, соответственно и качественнее происходит дожиг вредных соединений. Но есть и минус: материал хрупкий и при разрушении частицы могут попасть в камеру сгорания и оставить задиры в цилиндрах, ускорить выработку поршневой группы или расколоться и перекрыть выхлоп автомобиля. Металлические катализаторы этим не страдают. Сами соты покрыты солями веществ-катализаторов (платина, родий, палладий свинец и др.) Выхлопные газы с вредными CO, CHx и NOx , прошедшие через них, окисляются (дожигаются) и на выходе получаются безвредные: CO2 (углекислый газ), N2 (азот) и H2O (вода).
Как самостоятельно определить необходимость удаления или замены катализатора
- заводится дольше обычного
- увеличенный расход топлива
- падение скорости разгона, потеря мощности
- запах выхлопных газов стал более резким
- шумы в катализаторе (стук, дребезг)
- горит лампа «Check engine»
Если эти признаки имеют место быть, то скорее всего катализатор все таки забился и не дает выхлопным газам нормального выхода из камер сгорания. Вследствие этого возникает сильное противодавление в цилиндрах: старые газы не вышли до конца, а тут уже со следующим тактом новые подошли. В таких случаях рвутся гофры на глушителях, так как они самые слабые звенья в цепочке деталей выхлопной системы или не выдерживают корпуса самих катализаторов-лопаются по шву.
На бензиновых моторах, причин гораздо больше: забиваются в основном от некачественного топлива. Еще оплавляются от присадок или из-за неисправного зажигания, когда мотор «троит». А еще когда свечи люди вовремя не меняют: бензин в цилиндрах сгорает не до конца, а догорает уже в глушителе. Тем самым оплавляются соты катализатора и газы не проходят.
На дизелях, катализатор забивается чаще всего от неисправности топливной и воздушной системы. Например, если форсунки льют-чернота! Если где то имеется подсос воздуха, то «мозги» подкидывают больше топлива-опять чернота! Или из-за некачественных присадок.